В настоящее время очень остро стоит вопрос противодействия хищениям, совершенным с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Выявлять применяемые преступниками способы таких хищений и эффективно противостоять им намного сложнее, чем обычным преступлениям, изменить эту ситуацию можно в том случае, если граждане при общении с неизвестными лицами будут проявлять повышенную бдительность, более ответственно подходить к вопросу сохранности своих сбережений.
Необходимо знать, что большинство таких преступлений совершается с применением методов «социальной инженерии». Эта технология основана на использовании слабостей человеческого фактора.
Например, злоумышленник может позвонить человеку, являющемуся пользователем банковской карты (под видом сотрудника службы поддержки или службы безопасности банка), и выяснить пароль, сославшись на необходимость решения проблемы в компьютерной системе или с банковским счетом.
Распространенный характер носят хищения, связанные с убеждением граждан оформить кредиты, а полученные средства перевести на «безопасные счета». Преступники, представляясь сотрудниками банка, а также представителями правоохранительных органов, ложно информируют граждан о попытках хищения с их счетов денежных средств или оформления от их имени кредитов, для предотвращения которых требуется самостоятельное получение кредита и перевод денежных средств на «безопасный счет».
Дистанционные хищения также совершаются посредством размещения на открытых сайтах в сети «Интернет» заведомо ложных предложений об услугах и продаже товаров за денежное вознаграждение, которое в дальнейшем перечисляется на банковский счет виновного лица.
Денежные средства неправомерно списываются со счетов потерпевших, когда в руки преступников попадают их мобильные телефоны с установленными банковскими сервисами. То же самое касается и банковских карт: похитителями совершаются покупки путем оплаты товаров бесконтактным способом, при наличии пароля доступа – деньги снимаются в банкоматах.
Так называемый фишинг - тоже техника «социальной инженерии», направленная на получение конфиденциальной информации. Обычно злоумышленник посылает потерпевшему e-mail, подделанный под официальное письмо – от банка или платежной системы – требующее «проверки» определенной информации, или совершения определенных действий. Это письмо как правило содержит ссылку на фальшивую веб-страницу, имитирующую официальную, с корпоративным логотипом и содержимым, и содержащую форму, требующую ввести необходимую для преступников информацию – от домашнего адреса до пин-кода банковской карты.
Преступники реализуют множество других способов и инструментов для завладения чужими деньгами: используют дубликаты сим-карт потерпевших, а также устройства-скиммеры, считывающие информацию, содержащуюся на магнитной полосе банковской карты для последующего изготовления ее дубликата. Рассылают в социальных сетях со взломанных страниц пользователей сообщения их знакомым с просьбами одолжить деньги, внедряют вредоносные программы в системы юридических лиц, похищают электронные ключи и учетные записи к ним в офисах организаций и т.д.
Активно применяются возможности «IP-телефонии». С использованием различных компьютерных программ и интернет-ресурсов формируются любые номера абонентов, в том числе выдаваемые за номера правоохранительных органов и кредитно-финансовых организаций.
Кроме того существуют способы мошенничества, когда инициатива передачи денежных средств мошенникам происходит по собственной инициативе граждан. Получают все большее распространение мошенничества, прикрываемые привлечением денежных средств в инвестиционные проекты, в том числе криптовалюта, участие через брокера в операциях на фондовых рынках.
Перед тем как переводить свои денежные средства необходимо убедиться в наличии у организации лицензии на привлечение денежных средств граждан, лицензии на ведение брокерской деятельности - реестр брокеров размещен на официальном сайте Банка России.
При должной внимательности граждане могут распознать мошенников, так как практически все преступные схемы обладают характерными признаками:
- мошенники первыми выходят на контакт (поступает звонок, SMS-сообщение, электронное письмо и т.д.);
- они сообщают о возможной потере денежных средств, либо о выигрыше;
- запрашивают персональные данные (реквизиты банковских карт, коды-подтверждения) или просят установить что-либо по направляемым интернет-ссылкам для «защиты денежных средств»;
- действия мошенников всегда направлены на вызов сильных эмоций – напугать потерей денежных средств или обрадовать случайным выигрышем;
- всегда требуют принятия немедленных решений.
Важно помнить, что нельзя никогда и никому сообщать трёхзначный код на обратной стороне банковской карты (CVV), а также личные сведения, данные банковских карт и счетов, поступившие в СМС пароли, которые могут быть использованы злоумышленниками для неправомерных действий.
Не следует переводить и передавать денежные средства незнакомым лицам, действующим под различными предлогами, в том числе по поручению или от имени родственников или знакомых.
2)Запрет на распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гражданам России гарантированно право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Избирательным комиссиям предоставлено право обращаться в Роскомнадзор с представлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах, и (или) агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства.
Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, влечет административную ответственность по части 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция указанной статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
3)Уголовная ответственность в сфере безопасности дорожного движения
тавропольская транспортная прокуратура разъясняет: Ответственность за преступления в сфере безопасности дорожного движения.
Уголовная ответственность за преступления в сфере безопасности дорожного движения предусмотрена статьями 264, 264.1, 264.2 и 264.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая наступает при достижении 16-летнего возраста.
Субъектом преступлений признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления механическим транспортным средством и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.
Под механическими транспортными средствами понимаются автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, квадрициклы, мопеды, иные приводимые в движение двигателем транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право, а также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины.
Лица, управлявшие транспортными средствами, не относящимися к механическим (например, велосипед), либо использовавшие для передвижения иные средства (например, самокат) и допустившие нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность по статье 268 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ответственности по статьям 264.1, 264.2, 264.3 Уголовного кодекса Российской Федерации подлежит только лицо, подвергнутое административному наказанию за совершение указанных в данных нормах административных правонарушений или имеющее судимость за соответствующие преступления, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 264.2 и статьей 264.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, - также лишенное права управления транспортными средствами.
В силу статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В этой связи при производстве по уголовному делу о преступлении, предусмотренном статьями 264.1, 264.2 или 264.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, суду необходимо проверять:
вступило ли в законную силу постановление о назначении административного наказания за соответствующее административное правонарушение;
исполнено ли это постановление, не прекращалось ли его исполнение;
не истек ли годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
не пересматривались ли постановление о назначении лицу административного наказания и последующие постановления, связанные с его исполнением, в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, уголовная ответственность по данным статьям наступает лишь в случае, когда все перечисленные в ней административные правонарушения, постановления о назначении административного наказания за которые имеют преюдициальное значение по данному делу, были выявлены без использования работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающих в автоматическом режиме средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
Следует иметь в виду, что в силу положений пункта "д" части 1 статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации транспортное средство, которое принадлежит обвиняемому (находится в его собственности, а также в общей собственности обвиняемого и других лиц, в том числе в совместной собственности супругов) и было использовано им при совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1, 264.2 или 264.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, подлежит конфискации с соблюдением условий, определенных нормами главы 15.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При применении указанных норм необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2018 № 17 «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве».